Сказать, что керамическая плитка - материал незаменимый, особенно для ванной комнаты - значит не сказать ничего. И сложно представить даже, что было бы, если бы однажды.

Представители трипольской культуры не обнаружили замечательные свойства обожженной глины для облицовки стен еще в III тысячелетии до нашей эры. Для того чтобы придать прочность глиняному покрытию, вокруг дома разжигали костры, которые и обжигали материал. Таким способом древним удавалось получать надежный слой покрытия, который не только спасал жилища от гниения и разрушения, но и отчасти выполнял декоративную функцию - стены расписывались вручную.

Существует версия, что керамическая плитка в ее современном понимании зародилась в древнеиранском городе Сузы. Именно там была найдена целостная плитка толщиной в один сантиметр, формата 15x15, очень похожая на образцы современной плитки, В те времена технологии изготовления были еще несовершенны, а знания о производстве материалов часто держались в секрете. С III века до н.э. по VIII века н.э. монополия на изготовление керамической плитки принадлежала в основном именно древнеиранским государствам.

А поскольку ислам распространялся очень быстро в период с VII по XII века, для отделки мечетей приглашали мастеров из Древнего Ирана, которые и покрывали мечети великолепной плиткой характерного синего или зеленого цвета.
В Испанию плитка «пришла» опять-таки от выходцев из Ирана - народа мавров, проживавших в Испании с VIII по XVII век, Они строили крупнейшие города с использованием большого количества красивейшей керамической мозаики и плитки - Гранаду, Альгамбру, Хенералифе. А из Испании керамическая плитка продолжила свое увлекательное путешествие уже в Италию.

Как известно, итальянцы - великие создатели и ценители искусства. И местные мастера разглядели в этом материале в первую очередь прекрасное «полотно» для создания истинных произведений искусства. В отличие от Испании, где всегда стремились к достижению максимальной прочности плитки, в Италии основной упор делался на изящность и красоту.
Драгоценные осколки
На протяжении многих веков параллельно с производством традиционной плитки стремительно развивалась и мозаичная художественная школа. В некоторых моментах эти направления даже пересекались (они и в современном дизайне воспринимаются почти как единое целое). Мозаичными полотнами выстилались полы в древнеримских общественных банях, в домах зажиточных горожан Древнего Рима и Греции.

Долгий путь
Заканчивается ли в наши дни столь древняя и увлекательная история керамической плитки? Или же это только начало нового пути - с развитием технологий, широчайшим богатством ассортимента, цветовым, ценовым разнообразием? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. И к счастью, сегодня каждый может вплести свое слово в причудливый узор истории этого древнейшего отделочного материала, украсив плиткой интерьер собственной ванной.

Керамика сыграла важную роль и в развитии письменности. Постепенно наскальная живопись стала вытесняться более мобильной клинописью на поверхности керамических плит. Древние люди доверяли свои самые сокровенные тайны на хранение именно керамической плитке.
Первые образцы керамической плитки были найдены в Междуречье Тигра и Евфрата. По толщине она напоминала небольшой кирпич, по размерам - мозаику. Но от мозаики ее отличал целостный рисунок, заключенный в пределах одной плиточки. На лицевую сторону наносился орнамент в виде узоров треугольной, полукруглой и круглой формы.

Почему именно так? Многие месопотамские мастера считали, что такой рисунок символизирует священную гармонию человека с окружающим миром. Треугольник означал созвездия, круги и полукруги - солнце, море и горизонт. Конечно, в древние времена плитка использовалась только для отделки храмов и дворцов знати в связи с ее необычайной дороговизной.

Современная плитка в восточном стиле унаследовала много общих с иранской плиткой модных тенденций в изготовлении орнамента. Значение большинства символов утеряно безвозвратно. Зато сохранился великолепный, богатый узор, наполненный множеством деталей.
В Древнем Китае существовала любопытная легенда о появлении мозаики. Когда-то давно в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Когда ремесленник стал доставать из печи глазурованную чашу потрясающей красоты, она настолько поразила его своим дивным видом, что, заглядевшись на нее, гончар вдруг выпустил чашу из рук. Конечно же, посуда разбилась на тысячу осколков. А по законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу.

Что же было делать несчастному? Он собрал глиняные осколки и решил навсегда уйти в лес. При этом прозорливый гончар захватил с собой немного глазури. Как оказалось, не зря: в лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания!

Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и просто выложил на нем свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он застал разозленного пропажей чаши мастера. Но как только тот увидел восхитительное мозаичное полотно, выложенное учеником, то и думать не посмел о наказании.