Витраж способен поднять настроение даже в дождливый день. Он преображает любой интерьер - делает уютным или строгим, насыщенным красками или монохромным. Однако в любом случае - изысканным, респектабельным, а главное, нескучным. Слово «витраж» имеет французское происхождение (vitrage - «остекление»). Сейчас картины, составленные из кусочков цветного стекла, сквозь которые проходит свет, снова в моде. Однако подобные произведения искусства не существуют сами по себе. Стеклянную композицию надо органично вписать в интерьер, чтобы она образовала с ним единое целое. И здесь важно не перестараться. Не стремитесь превратить свой дом в парижскую часовню Сент-Шапель.

Витражное искусство очень древнее. Классические технологии изготовления произведений из цветного стекла мало изменились за всю историю своего существования. Каждая эпоха диктовала лишь рисунок, опенки и места применения подобных украшений.

«Классика». Эта сохранившаяся с древних времен техника долговечна и красива, о чем свидетельствуют великолепные образцы витражного искусства в средневековых храмах Западной Европы.
Художник делает эскиз, потом рисунок на картоне в натуральную величину, с прорисовкой размеров и цветов элементов будущего произведения. Затем стекла нарезают и вставляют в свинцовый (иногда латунный) профиль. Вплотную придвинув друг к другу, их соединяют с помощью пайки с обеих сторон витража.

Затем изделие по периметру «одевают» в латунную боковую протяжку и (в большинстве случаев) лудят. Весь свинцовый профиль пайки патинируют, и витраж начинает мерцать, как старая бронза (иногда патина бывает черной). Теперь можно монтировать это стеклянное чудо. Стоят подобные изделия дорого. Классические наборные витражи подходят для декорирования различных деталей помещения и способны украсить самый изысканный интерьер.

«Тиффани». Для современных мастеров это вторая, после «классики», заслуживающая внимания технология, причем многие практически не делают между ними различий. Создатель технологии Луис Комфорт Тиффани разработал ее для производства плафонов ламп из кусочков цветного стекла. Такие изделия были очень модны в Америке и Европе в конце XIX в., популярны они и до сих пор.

Каждое стеклышко будущего витража оборачивают по периметру лентой самоклеящейся медной фольги, а затем элементы спаивают. Линии пайки могут иметь разную толщину. Такая техника идеально подходит для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла нужно соединять по прихотливо изогнутым линиям. Тонкая протяжка делает витраж легким и жестким, поэтому ему можно придавать объемные формы. Витражи, выполненные в технике «Тиффани», универсальны, но больше всего подходят для потолочных плафонов.
 

Произведения из цветного стекла можно создавать без применения металлической протяжки и без спайки - это так называемые бесшовные витражи. Фрагменты подобного изделия соединяют клеем, спекают в печи при высокой температуре. Витражи, выполненные в технике фьюзинга и кастинга, могут потрескаться от сквозняков и перепадов давления, если не соблюдена технология их производства.

Травление. Мастер наносит на стекло рельеф с помощью пескоструйной техники, затем расписывает его силикатными красками и обжигает в печи при температуре более 800°С. Затем будущий витраж протравливают плавиковой кислотой. Выполненные таким образом произведения дешевле других (от 300 евро за 1 кв. м). Техника травления позволяет добиваться рельефности и нежных переходов цвета, но в современной практике из-за вредного влияния на здоровье мастеров уже не применяется.

Декорирование методом пескоструйной обработки. Художник с помощью «пескоструйки» наносит на стекло толщиной не менее 5 мм стилизованный (как правило, растительный) орнамент, иногда в несколько слоев. Выглядит это как матовый рельеф в толще стекла и напоминает изморозь. Такой витраж идеально подходит для интерьеров в классическом или минималистском стиле, когда важно не перегружать пространство активным цветом. Эта техника появилась вначале XX в. и теперь практически полностью вытеснила свой прообраз - травление.

Фьюзинг. Эта технология тоже не использует металлических перегородок. На рисунок, выполненный на прозрачном стекле, помещают несколько слоев из кусочков, гранул цветного стекла, а также шихты. Затем эти многослойные «блинчики» выпекают в печи, раскаленной до температуры 850°С. Отсюда и название - фьюзинг (в переводе с английского fusing означает «спекание»). Такие произведения обойдутся покупателю от 800 евро за 1 кв. м.

Кастинг. Технология кастинга похожа на технологию фьюзинга и муранского стекла. Только в данном случае мастер заливает расплавленное цветное стекло в металлические рельефные формы, которые придают фрагментам будущего витража не только нужный силуэт, но и объем. Когда формы вынимают из печи, на стекло, пока оно не застыло, мастер наносит неповторимый рельеф. Эта технология возникла на итальянском острове Мурано, близ Венеции. Секреты изготовления стекла там бережно хранят и передают по наследству.

Многие витражисты, чтобы добиться оригинальных эстетических решений, сочетают в своих произведениях сразу несколько техник. В классический наборный витраж порой включают фрагменты, выполненные в технике спекания, или объемные вставки из цветного стекла, запеченного в рельефных формах (кастинг); пескоструйная технология легко уживается с фьюзингом, а тот, в свою очередь, - с «Тиффани». Витражных дел мастерам приходится сочетать, казалось бы, несочетаемое. Например, стекло с кованым железом или бронзой.

Классические витражи очень прочны и долговечны. Их, как фамильное серебро, передают по наследству. Учитывая, что это дорогие произведения искусства, подбирайте для витражей безопасные места. Как показывает практика, чаще страдают дверные композиции. Если они поцарапаются, треснут или разобьются, обратитесь к мастеру-витражисту. Царапины зашлифовывают, фрагменты поврежденного стекла заменяют новыми.
 
Творения витражных дел мастера не требуют какого-то особенного ухода, и специальной витражной косметики тоже не существует. Ухаживайте за ними, как за обычным стеклом: мойте по мере загрязнения специальными средствами и натирайте мягкой тряпочкой.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить